Речевой этикет: правила и запреты

Речевой этикет – это система языковых средств и негласных правил, которые позволяют людям выстраивать диалог. Примечательно, что для каждой страны и нации он свой.

В России речевой этикет начинают прививать детям с пяти лет. Раньше нет смысла, ведь ребёнок не будет осознавать, что именно и как он должен говорить, а просто будет слепо следовать указкам родителей. Речевой этикет познают через такие слова и фразы, как: добрый день, извините, до свидания, рады были вас видеть. Таких слов для построения грамотного диалога множество. Они давно стали привычными.

Современная молодёжь всячески пытается обойти правила речевого этикета и перестроить процесс диалога на более вольготный. Но получается это только на уровне общения со сверстниками. Со временем окружение и социум вносят коррективы во все сферы деятельности подростка.

Этапы диалога

Принято выделять три этапа в общении: приветствие, основной диалог и прощание.

Если говорить об официальном диалоге, то здесь уделяют особое внимание заключительному этапу. Ведь в начале общения собеседник может быть попросту «не готов к общению». Встреча может быть неожиданной или слишком волнительной, а это накладывает свой отпечаток.

В диалоге внутри семьи или с давними друзьями внимание уделяется приветствию и началу диалога. Именно по ним человек понимает, насколько искренне рад встрече собеседник.

Правила речевого этикета

Взгляд

При диалоге тет-а-тет смотреть желательно на собеседника, а не глазеть по сторонам. В противном случае у человека может возникнуть ощущение, что он вам неинтересен и вы хотите быстрее закончить диалог. Но не рекомендуется и непрестанно смотреть в глаза, дабы не смущать.

Интонация и громкость

Говорить с собеседником принято на одной звуковой тональности, так, чтобы всем было хорошо слышно. Резкое повышение интонации говорит об агрессии собеседника. В компании это проявление невоспитанности и желание обратить внимание на себя. Вряд ли кому-то понравится такой выскочка.

Мимика

Зачастую выражение «всё написано на лице» имеет под собой почву. Когда ваши мысли в момент общения увлечены другим, это заметно. Отрешённое выражение лица заставит задуматься о необходимости продолжения разговора.

Жестикуляция

В разговоре много значат жесты и так называемые «открытые» и «закрытые» позы. Наверняка вы слышали о том, что скрещенные перед собой руки означают желание быстрее закончить диалог. Таких «говорящих» поз масса. Не будем сейчас в них углубляться.

Чрезмерная жестикуляции и резкие движения всегда неуместны и вызывают множество вопросов о вашем психическом состоянии. А значит, стоит избегать их.

Фразеология

Необходимость использования специальных фраз и форм обращения. Особенно если речь идёт о малознакомом или вовсе не знакомом человеке. Когда вы хотите спросить что-то у прохожего, то это должно звучать примерно так: «извините, подскажите, пожалуйста…»

Организационная коммуникация. Манеры

Много ли вы встречали людей, которым нравится, когда их перебивают? Скорее всего, нет. Проявление вежливости и учтивости к собеседнику – немаловажная часть в речевом этикете. Рекомендуется выслушивать речь до конца, а затем уже комментировать.

Орфоэпия

Какое страшное слово. В устной речи под орфоэпией подразумевают другой смысл, нежели нам объясняли на уроках русского языка. Так, мы говорим об использовании полных слов, в котором они должны звучать изначально. Это значит, что правильно говорить: «здравствуйте» вместо «здрасте» и «пошли» вместо «пшли».

Стилистика

Под стилистикой имеется в виду уместное употребление фраз и слов. Своевременность ответных слов в разговоре показывает, что вы внимательно слушаете собеседника и заинтересованы в диалоге.

Табу в речевом этикете

Жаргон

Это специфическая лексика и фразеология, понятная узкому кругу лиц или отдельной социальной группе. Такие слова могут быть непонятны собеседнику, а значит, могут ввести его в замешательство. Недопонимание существенно осложнит ваш диалог.

Некультурная речь

Матерные выражения и бранные слова абсолютно недопустимы в диалоге. Исключением могут стать лишь разговоры закоренелых друзей во время очередной встречи. Правда, только тогда, когда это устраивает всех участников диалога. Как говорится, дружба раскрепощает людей в процессе общения.

Повелительная интонация

Повелительная интонация категорически недопустима. Даже когда речь идёт о диалоге начальника и подчинённого. Вопросительная или вежливо утвердительная интонация вместо повелительной способны сгладить углы и сохранить смысл слов.

Речевой этикет – сложная и многогранная система. И личные, и рабочие взаимоотношения будут во многом зависеть от построения вашей речи. Постоянное совершенствование речевого этикета способно облегчить всем жизнь.

Оцените статью
Поделиться